Как мы рассчитывали «Панораму российского IT-рынка» за 2022 год

Виртуальная машина
бесплатно навсегда

Забрать

Статья

Время чтения

3 минуты

Рассказываем о методологии нашего исследования «Панорама российского IT-рынка». Чтобы оценка рынка получилась достоверной, мы использовали несколько подходов, включая разные методы или экспертные интервью.

Что мы принимали во внимание:

  1. IT-рынок включает не все технологические индустрии. Например, e-commerce косвенно относится к IT, но для ее оценки нужно учитывать показатель GVM[1], который неактуален для остальных индустрий. Поэтому электронная коммерция и другие сферы не были включены в исследование.  

  2. В структуре IT-рынка выделены три вертикали – Hardware, Software иIT-Services. Далее мы декомпозировали каждую вертикаль, сегменты и подсегменты. Важно учитывать, что к вертикали Hardware относится бизнес, производящий сетевое оборудование, но не относятся телекоммуникации и поставки электронной продукции для личного пользования (B2C).    

  3. Выручка и рейтинг топ-500 компаний оценивались на основе данных, размещенных в общем доступе. Для большей точности оценки мы использовали экспертную декомпозицию выручки крупнейших многопрофильных компаний по сегментам, в которых они оперируют. 

  4. Для валидации оценок вертикалей, сегментов и подсегментов, а также динамики их роста, мы сопоставляли оценки двумя независимыми методами, а также через обсуждение оценок с профильными для сегмента экспертами.

Какие методы использовали

Мы искали карту IT-рынка – сначала нужно было определиться, какие конкретно компании мы оцениваем. С учетом вышесказанных уточнений, мы выделили три вертикали, наполнили их сегментами и подсегментами и приступили к расчетам.

Подход «сверху вниз»

Мы оценивали каждый сегмент на основе существующих исследований и аналитических отчетов для мирового и российского рынков. Примечательно, что этот подход исключает оценку общего рынка или вертикали и разделение по долям для оценки сегментов рынка.

img
Два подхода, которые использовались для оценки каждого сегмента

Подход «снизу вверх»

На этом этапе оценивалась выручка топ-игроков каждого подсегмента. Мы собрали данные по топ-500 российских IT-компаний с профильных рейтингов – в основном, CNews и TAdviser. Учитывали также и тот факт, что некоторые компании из этого списка работают в нескольких сегментах. В таких случаях мы обращали внимание на объем выручки – при объеме выше 2 млрд рублей проводили декомпозицию сегментов пропорционально представленности в этих сегментах.

Кроме того, мы проводили опросы экспертов из профильных индустрий, чтобы подтвердить или опровергнуть полученные данные по оценке рынка.    

Результаты анализа двумя методами, а также на основе экспертных оценок, не противоречат друг другу. Важно, что оценка «снизу вверх» всегда была ниже оценки «сверху вниз». Это подтвердило высокую достоверность полученных цифр и позволило нам перейти к следующему шагу — к оценке уровней концентрации сегментов и влияния на их развитие ключевых игроков. Как она проводилась и какие результаты получили, мы рассказали в самом исследовании.

Скачайте исследование и узнайте об оценке IT-отрасли российского рынка, включая динамику роста вертикалей и сегментов.




1 GMV – Gross Merchandise Value, или валовая стоимость товара. Показатель используют непродуктовые ритейлеры, развивающиеся по модели маркетплейсов.

Вам может понравиться