
Основы резервного копирования
Enterprise
Время чтения
5 минут
По результатам исследования компании Avast, 65% россиян не создают копии личных данных и файлов, а 26% опрошенных просто не знают, как это сделать. При этом резервное копирование — один из способов сохранения информации на случай вредоносных атак, сбоев в системе, отказа жесткого диска и других проблем.
О том, что такое резервное копирование, почему его стоит выполнять и как это делать — рассказываем в статье.
Что такое резервное копирование и какие задачи решает
Резервное копирование (РК, Backup copy, бэкап) — создание копий личных или корпоративных файлов, папок или систем на дополнительных (локальных или облачных) носителях информации.
Резервное копирование необходимо для формирования архива данных, защищенного от изменений и повреждений, а также восстановления в случае повреждения или сбоев в первоисточнике.
Виды бэкапов:
Полный — создание копии всех данных на устройстве или в отдельном разделе памяти. Последующие копии создаются также в полном объеме. Например, размер исходных данных 100 ГБ и 7 полных копий в сумме составят 700 ГБ в архиве.

Инкрементальный — создание резервной копии, которая содержит только изменения в файлах и автоматически дополняет или изменяет их в исходной полной копии. При инкрементальном бэкапе файлы не заменяются, а дополняются. Например, размер исходных данных составляет 100 ГБ. Изменения за один день занимают 10 ГБ, также выполняются 7 инкрементальных копий, что в сумме дает 170 ГБ в архиве (одна полная копия и измененные данные).

Дифференциальный — создание копии, включающей только файлы и данные, измененные с момента предыдущего копирования. Например, размер исходных данных составляет 100 ГБ, изменения за один день – 10 ГБ. Относительно копии предыдущего дня уникальные данные занимают 5 ГБ. В итоге 7 дифференциальных копий суммарно составят 135 ГБ в архиве (одна полная копия и измененные данные относительно предыдущего бекапа).

Почему резервное копирование важно для бизнеса
По результатам исследования «Лаборатории Касперского» в 2018 году, для крупных компаний ущерб от потери данных, в том числе репутационный, может превышать $1 млн. При этом средний размер ущерба увеличивается ежегодно.
Резервное копирование важно для бизнеса, так как позволяет иметь неизменяемый архив данных и файлов (документов, контактов, переписок, бухгалтерского учета), который защищен от случайного удаления или изменения, вирусов-шифровальщиков, ошибок в системе, аварий внешней среды (экстренное отключение света), отказа жестких дисков и других сбоев.
Резервное копирование больше не является сложным комплексом из набора различного ПО и серверов. Все задачи резервного копирования для бизнеса возможно решить быстро и навсегда: от бэкапа документов на устройстве с облачным доступом, до сложных систем при отсутствии виртуализации в компании
Таким образом, резервное копирование позволяет бизнесу минимизировать риски, связанные с репутационными и финансовыми потерями, а также нарушением действующих бизнес-процессов.
Чем бэкап отличается от архивирования и синхронизации данных
Резервное копирование, архивирование и синхронизация данных отличаются по принципу работы и использования.
Резервное копирование выполняется вручную или автоматически, а резервные копии используются только для восстановления данных в случае повреждения или потери рабочего первоисточника.
Архивирование предназначено для создания копии данных, актуальной на тот момент. Этот метод нужен для сохранения исторических данных (отчеты, исследования, завершенные проекты) без возможности последующего дополнения. Для обновления или дополнения нужно создавать новый архив.
Синхронизация предназначена для поддержания актуальности данных в выбранных хранилищах. Также позволяет создавать полную копию данных и системы, которую можно воспроизвести на любом устройстве. Например, для переноса данных со смартфона на смартфон. В выбранном хранилище создается полная копия первоисточника и изменяется вместе с ним. При этом она не является методом РК, так как все ошибки и сбои в исходном файле будут автоматически перенесены и на файлы-дубликаты.
Как часто, в каком объеме и какие данные следует копировать
Резервное копирование может требовать значительных ресурсов. Правила по созданию бэкапов следует разрабатывать так, чтобы затраты на процесс не превышали суммы потенциального ущерба от потери данных.
При этом периодичность создания бэкапов должна зависеть от их масштабов, частоты обновления файлов и их важности. К примеру, копии финансовых документов, дополняемых или изменяемых ежедневно, желательно делать тоже каждый день. А вот копии рабочей станции, программ и настроек допустимо делать раз в три месяца. Периодичность копирования серверов, на которых хранятся данные, зависит от критичности систем. Но принятым стандартом является ежедневное копирование, так как от работы серверов зависит работа всех сотрудников и бизнеса компании.
Объем создаваемых бэкапов зависит от количества значимых файлов и данных (переписок, контактов и других). При этом в компании должна быть разработана стратегия РК, в которой определены типы файлов и данных для обязательного сохранения.
Как правило:
общие файлы, не изменяемые в процессе использования (например, инструкции, внутренние регламенты и другие) сохраняют только один раз — при общем копировании;
важные, часто используемые данные (бухгалтерские отчеты, конструкторские разработки, проекты разработки и другие) сохраняют на регулярной основе (частота определяется компанией);
временные или устаревшие файлы можно не включать в перечень резервного копирования.

Где и как хранить резервные копии
Распространенная концепция резервного копирования — система «3-2-1». Она подразумевает создание сразу трех копий — двух на изолированных физических носителях и одной в облачном хранилище.

В качестве физических носителей могут использоваться жесткие диски компьютеров и серверов, портативные жесткие диски, USB-накопители и другие устройства. При этом важно размещать файлы резервного копирования в выделенный сегмент памяти, защищенный от перезаписи и свободного доступа. Кроме того, выбранные физические носители должны быть абстрагированы от главного компьютера, с которого делается резервная копия. На каждом из физических носителей с резервными копиями должны быть установлены антивирусные программы и параметры защиты от случайного форматирования.
Для размещения резервной копии в облаке можно воспользоваться услугами облачных провайдеров. При этом выбранное хранилище должно легко масштабироваться, быть доступным в любой момент, обеспечивать стабильность передачи трафика и надежную защиту данных.
Аппаратное и программное обеспечение, облачные решения для РК
При размещении копий используются различные подходы, которые могут применяться вместе или отдельно:
Аппаратное обеспечение — жесткие диски, NAS-хранилища, DVD и Blu-ray, ленточные устройства.
Программное обеспечение — софт для автоматизации резервирования с возможностью настройки периодичности, уровней резервирования и других параметров;
или
Облачные сервисы — решения для удаленного хранения резервных копий с возможностью масштабирования выделенного пространства и получения доступа к ним с любого устройства. Сервис уже включает все необходимые компоненты для резервного копирования.
Примечание:
По статистике исследовательской компании Allied Market Research, к 2023 году объем мирового рынка программного обеспечения для резервного копирования и восстановления данных в облаке будет составлять $22,22 млрд. При этом лидеры рынка — компании Veeam Software, Symantec Corporation, IBM и Dell EMC.
Вам может понравиться


Что может chmod: как управлять доступами к файлам и папкам в Linux

Как узнать IP-адрес в Linux через командную строку

Как узнать IP-адрес своего компьютера

Система MySQL: что это и для чего нужна

Команды kill и killall в Linux: как завершить ненужные процессы

Работа с файлами в Linux: их создание и организация через терминал

Стандарт Tier III для дата-центра: что значит и почему это круто

Какие новости за декабрь и начало января — дайджест Cloud.ru

Что такое FTP-протокол и как настроить FTP сервер

Белые и серые IP, динамические и статические - в чем различие

Как защищать сайты и приложения в облаке от DDoS-атак

Какие новости за ноябрь — дайджест Cloud.ru

BAT-файлы: что это такое, зачем они нужны и как их создавать

Гайд по протоколу HTTP: расшифровка, структура и механизм работы

Межсетевой экран, firewall и брандмауэр: что это, в чем между ними разница и зачем они нужны

Kubernetes на Cloud.ru Evolution: возможности и преимущества

Какие новости за октябрь — дайджест Cloud.ru

Как создать сетевую архитектуру для размещения межсетевых экранов на платформе Облако VMware

Рассказать про технологии лампово, или Как мы провели конференцию GoCloud Tech для инженеров и...

Какие новости за сентябрь — дайджест Cloud.ru

Высокоресурсные вычисления: роль суперкомпьютеров в жизни и бизнесе

Реферальная программа Cloud.ru: как устроена и как на ней зарабатывать

Сетевая модель OSI: что это такое и зачем она нужна

Какие новости за август — дайджест Cloud.ru

Сетевые протоколы передачи данных — что это такое и какие бывают

Какие новости за июль — дайджест Cloud.ru

Как новые возможности в юридических документах Cloud.ru облегчают работу с договорами и не только

Какие новости за июнь — дайджест Cloud.ru

Как обновления VMware Cloud Director облегчают управление и делают работу с инфраструктурой в ...

Как мы рассчитывали «Панораму российского IT-рынка» за 2022 год

Как снизить риски утечки данных и санкций госрегуляторов: 152-ФЗ в Cloud.ru

Бесплатный курс по работе с Cloud.ru Advanced: рассказываем, в чем польза, кому подойдет и как...

Как модель Anything as a Service упрощает IT-процессы

Снижение рисков на производстве: AI-сервис распознает нарушения ношения СИЗ

Kandinsky 2.1: новый уровень в генерации изображений по текстовому описанию

Облачные сервисы для стартапов: как пройти путь от идеи до цифрового продукта и не разориться

Создать пользователя, настроить 2FA, связаться с поддержкой — новые возможности личного кабине...

VDI: что это, как работает и в чем выгода для бизнеса

Как защитить облачную инфраструктуру — рассказываем на примере межсетевого экрана нового покол...

Как начать использовать AI/ML на практике

Бессерверные вычисления: что это за технология и кому она нужна

Чек-лист: как обеспечить безопасность облачной инфраструктуры

Искусственный интеллект

Что такое IaaS?

Что такое PaaS

Machine Learning

Data Science

Машинное обучение без учителя

Классическое машинное обучение

Нейронные сети

Глубокое обучение

Защита персональных данных: как легче соблюдать закон с Cloud.ru и сохранять спокойствие

Как сохранить IT-инфраструктуру и бизнес: руководство к действию

Машинное обучение и Big Data в кибербезопасности

Ответы на актуальные вопросы

Что такое DDoS-атаки, чем они опасны и как от них защититься

Аудит информационной безопасности: что это, зачем и когда его проводить

Межсетевые экраны: UTM, NGFW-системы, NTA, NDR

Обзор межсетевых экранов, систем IPS и IDS

PostgreSQL vs MySQL: какая система подходит вашему бизнесу

Специальное предложение «180 дней тестового периода резервного копирования» для всех клиентов
Платформа SberCloud Advanced теперь обеспечивает максимальный уровень защиты персональных данных

Что такое объектное хранилище S3 и как его используют

Customer Enablement: как SberCloud работает с клиентами, чтобы сделать миграцию в облако комфо...

Сеть доставки контента CDN: новые функциональные возможности и преимущества

Объясняем на кейсах: польза CDN для бизнеса

Новая Windows Server 2022 в облаке SberCloud — новые возможности клиентов

Запуск нового сервиса Managed OpenShift в облачной среде SberCloud

Как работает технология DNS

SberCloud Advanced запустила третью ресурсную зону доступности для комфортной работы клиентов

PostGIS в PostgreSQL — как можно использовать

GitLab для начинающих: как и для чего используется

Краткий обзор методологии CI/CD: принципы, этапы, плюсы и минусы

Персональные данные: правильно обрабатываем и храним

Кто и зачем использует облачные модели IaaS и PaaS

152-ФЗ в облаке: хранение персональных данных в облаке

Как работает CDN (Content Delivery Network)?

Service Level Agreement (SLA): все о соглашении об уровне сервиса

Что такое «интернет поведения» (IoB)?

Чек-лист: 6 шагов для успешной миграции в облако

Машинное обучение: просто о сложном

Профессия DevOps-инженер: кто это и чем занимается

Гайд по Kubernetes. Эпизод I: k8s для неразработчиков

Публичные, частные и гибридные облака: в чем разница?
